Россия, г. Суздаль,
ул. Кремлёвская, д. 8
Время работы с 7:30-20:00

История монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь  в Суздале основан преподобным Евфимием, как сказано в его житии, в 1352 году по инициативе Суздальского князя Бориса Константиновича.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий от­ли­чал­ся стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью.  Стро­гим и нели­це­при­ят­ным был он к се­бе и к дру­гим.  Но­сил про­стую ино­че­скую одеж­ду. Собственными руками вы­ко­пал он в монастыре ко­ло­дец, развёл пчель­ник. Ни­щие и убо­гие на­хо­ди­ли в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия про­пи­та­ние, боль­ные – мир­ное при­ста­ни­ще и по­кой; за долж­ни­ков он ча­сто вы­пла­чи­вал дол­ги; неспра­вед­ли­во при­тес­няв­ши­е­ся су­дом или знат­ны­ми людь­ми мог­ли по­ла­гать­ся на его бес­ко­рыст­ное по­кро­ви­тель­ство и за­щи­ту.

В монастыре им с братией был возведен храм в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа,  другой храм во имя преподобного Ивана Лествичника  с пристроенной трапезой, больничный храм во имя святителя Николая Мирликийского.

Преподобный Евфимий установил правило, чтобы все иноки безропотно пребывали в послушании,  целомудрии и нестяжательности, чтобы никто из них не имел ничего своего, но чтобы все у них было общее, а если узнавал, что кто-либо из братии имеет собственность, на того налагал епитимию. Он не допускал разговоров братии между собою в церкви, а также всегда требовал от них хранить молчание во время трапезы. После трапезы он велел всем расходиться по своим келиям, молча, не вступая при этом ни в какие разговоры друг с другом, и не разрешал посещать чужих келий за исключением какой-либо крайней нужды. Кроме того он постановил, как общее правило, чтобы никто из иноков отнюдь не имел своих мудрований, но каждый готов был исполнить всякое послушание. А братия, коей уже насчитывалось 300 человек, со своей стороны во всем повиновались ему.

Суздальские князья стали покровителями новосозданной обители и первыми её благотворителями. Борис Константинович дал всё необходимое для устройства и содержания монастыря и монашествующей братии. Вкладные и жалованные грамоты дальнейших Суздальских князей свидетельствуют о их особом расположении к Спасо-Евфимиеву монастырю. Вотчинные владения, полученные монастырём, сосредоточились вблизи города Суздаля, а также около устья реки Клязьмы и по реке Оке. И уже в XV столетии Спасо-Евфимиев монастырь достиг высокой степени материального благосостояния. А в XVI веке благосостояние монастыря еще более увеличилось, расширились его вотчинные владения. Это тесно связано с прославлением преподобного Евфимия, его канонизацией.

В 1507 году при настоятеле монастыря архимандрите Кирилле при строительстве каменного Спасо-Преображенского собора открыты были нетленные мощи святого Евфимия.  Вскоре было составлено житие и служба преподобному.  Местное почитание преподобного Евфимия на Московском соборе 1547 года было санкционировано высшей церковной властью.

В XVI веке потомки Суздальских князей были уже поглощены заботами в Московском боярстве, утратили прежнюю связь с Суздалем и гораздо более поступало вкладов от потомков удельных князей Стародубских. Наиболее крупными жертвователями из бывших Стародубских князей были князья Пожарские.

Поступали вотчинные владения в Спасо-Евфимиев монастырь в XVI веке и от многих других лиц по завещанию,  а также приобретались они монастырем  покупкою или обменом.

Со стороны Московских Государей, во владение которых с XV века перешло Суздальское княжество, почти не было вкладов в Спасо-Евфимиев монастырь, но они продолжали благосклонно относиться к монастырю, утверждали своими грамотами вотчинные приобретения монастыря, сохраняли и все привилегии, которые уже были предоставлены.

При таких благоприятных условиях Спасо-Евфимиев монастырь к концу XVI века стал одним из богатейших монастырей в округе.

Что касается духовной жизни монастыря в это время, косвенным свидетельством о преемственности высокой степени монашеского делания первого настоятеля преподобного Евфимия и уважения в церковной среде могут свидетельствовать судьбы некоторых архимандритов Спасо-Евфимиева монастыря, удостоившихся архиерейского достоинства: Кирилл (настоятель с 1507 г. по 1520г.) был хиротонисан в епископа Ростовского, Савватий (1565-1570) стал епископом Коломенским и Каширским, Иов (1572-1587) – епископом Суздальским и Тарусским, Герасим (1605-1612) – епископом Суздальским и Тарусским.  Феодорит Пустынник (1551-1554) был по рекомендации митрополита Макария  удостоен чести от царя Иоанна Васильевича представлять его интересы посольством к восточным патриархам в Константинополь. Несмотря на то, что его дальнейшая подвижническая жизнь и миссионерская деятельность проходили вдали от Спасо-Евфимиева монастыря, над могилой его в Соловках была водружена плита со следующей надписью: «Лета 7079 августа 17 дня преставился раб Божий священноархимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженник». Ныне он почитается в соборе Кольских, Вологодских, Соловецких, Новгородских святых.

Во время смутного времени монастырские власти старались ревностно оберегать свои вотчины, ходатайствовали и к царю Борису Годунову, и к первому самозванцу, и к Василию Шуйскому, обращались к гетману Сапеге при втором самозванце. Однако  польско-литовское разорение всё же отразилось на вотчинах, повлекло за собой убыль населения.

Благодаря наступившим спокойным временам, населённость и продуктивность вотчин к концу   XVII века сильно возрастает. По переписным книгам 1678 года в вотчинах Спасского монастыря насчитывалось 2937 дворов с населением 10300 душ мужского пола – «слуг и служебников, крестьян и бобылей пахатных и непахатных». Это вотчинное население несло разнообразные натуральные и денежные повинности в пользу монастыря, составлявшие монастырский доход. Об этом былом материальном благосостоянии свидетельствуют и в настоящее время грандиозные монастырские здания. Монастырские стены с 12 башнями, 4 каменных храма, звонница – все эти постройки относятся ко времени экономического расцвета монастыря. В XVII веке в Спасо-Евфимиевом монастыре были еще два храма: под колокольней во имя Иоанна Предтечи и отдельный храм Похвалы Пресвятой Богородицы (разобран к концу XVII века). Все храмы, а особенно Спасо-Преображенский собор, были богато украшены святыми иконами в дорогих окладах, имелась драгоценная утварь и богатая ризница. При монастыре была и ценная по тому времени библиотека из рукописных и печатных книг. В монастырской каменной палате хранилось много серебряной посуды. Кроме храмов почти все другие монастырские строения в XVII веке были каменные: хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палата, поварня, погреб, палата для хлебенных старцев, жилые палаты, архимандричья и гостиная кельи. В стенах монастыря был житейный двор, а на нем 9 житниц, каменный овин и солодовня, 2 кузницы – железного и медного котельного дела. Около монастыря находился конюшенный двор, в котором имелось более 100 рабочих лошадей, был и большой деревянный амбар.

Для своих слуг, служебников и бобылей, живших в Скучиловой слободе, монастырем был устроен храм в честь Смоленской иконы Божией Матери.

С 1650 по 1654 монастырем управлял архимандрит Питирим, впоследствии всероссийский патриарх.

С 1663 по 1671 настоятелем был архимандрит Павел, при котором была выстроена каменная церковь во имя Николая Чудотворца. После управления обителью Павел подвизался в других монастырях, возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского.  В 1689 году он выделил средства на роспись Преображенского собора артелью Гурия Никитина. По завещанию митрополит Павел похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре, что также косвенно указывает на сохраняющуюся высокую планку духовной, молитвенной жизни братии, ведь место захоронения  в завещаниях старались выбирать там, где будут непрестанно молится об упокоении души.

В 1660 году монашествующих в Спасо-Евфимиевом монастыре было 118 человек, к 1701 году  – 191 человек.

Обладая большими средствами, обильными хлебными и столовыми запасами, монастырь щедро питал свою братию, а также делился и с бедными монастырями города Суздаля, посылая им продуктовые запасы к дням их праздников. По общепринятым на Руси обычаям широко раздавал «в почесть» и «в поднос» важным духовным и светским лицам.

До конца XVII века монастырь вёл огромное и сложное хозяйство. Земельные и хозяйственные дела как бы отодвигали на второй план прямые задачи обители и монашеской жизни.

 Но с началом XVIII века и церковными реформами императора Петра I всё радикально изменилось. Заведование монастырскими вотчинами было передано в Монастырский приказ. Для содержания братии и трудников было назначено определенное жалование от государства. Функции монастырской власти по управлению обители были урезаны. Число братии было ограничено 153 лицами и новые пострижения были практически под запретом. Внутренняя жизнь монастырей  указом Петра I и Духовным регламентом была подчинена строгому режиму. Для грандиозной реформаторской деятельности императора требовались значительные средства, разнообразные сборы и повинности с монастырей увеличивались.

Сосредоточив в своих руках заведование громадным количеством вотчин, Монастырский приказ оказался не способен к эффективному управлению ими, и часть вотчин вернули под управление Спасо-Евфимиева монастыря для его содержания. Само заведование  вотчинами требовало более сложной организации вследствие предоставления и государственных сборов, и отчётности, для чего монастырь должен был содержать штат слуг и служебников.

При таких условиях стало падать внешнее благоустройство монастыря. В монастырских храмах и постройках стали обнаруживаться «ветхости», которые монастырь не мог исправить из-за недостатка средств или из-за неполученного разрешения. О новых постройках не могло быть и речи.

Число братии стало неуклонно уменьшаться. В 1713 году здесь было 129 монахов, 1746- 84, к 1764  — 42. Монашествующие жаловались на скудность содержания и питания.

Вместо убывающей братии монастырь по распоряжению правительства стал принимать на содержание отставных офицеров и нижних чинов. Живя на монастырские средства, они исполняли поручения по  охране и присмотру за монастырскими объектами.

Кроме отставных военных, гражданская власть  присылала на содержание и «колодников».

В 1764 году по указу императрицы Екатерины II все вотчины монастыря окончательно были переданы государству, монастырю определено штатное содержание по 2 классу: 17 человек монашествующих. 25 человек остались за штатом без содержания и им пришлось обращаться в епархию с жалобой.

В 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма, на настоятеля монастыря возложены обязанности по её управлению и по духовному исправлению узников.

В XVIII-XIX в.в. Спасо-Евфимиев монастырь выполняет для города и образовательную функцию. Некоторые настоятели становятся ректорами, надзирателями Суздальской семинарии. Указом Владимирской духовной консистории от 18 июля 1900 г. и определением епархиального училищного совета от 2 августа того же года в братской трапезной была открыта одноклассная церковноприходская школа имени князя Д. М. Пожарского, преобразованная в 1902 г. в 2-классную. При школе имелось общежитие. К 1909 г. на средства благотворителя Н. В. Кормилицина вне стен обители был приобретен участок земли и построено 2-этажное здание школы; на его же средства содержались проживавшие в общежитии учащиеся.  24 мая 1902 года Святейший Синод утвердил настоятеля монастыря архимандрита Серафима (Чичагова) (1899-1904), будущего священномученика,  в звании почетного попечителя 4 церковноприходских школ Суздальского благочиннического округа «за особую ревность в распространении народного образования в духе Православной Церкви».

В XIX веке состояние монастыря, несмотря на то, что  при архимандрите Иларионе (настоятель с 1860 по 1867 г.г.) монастырь возведен в разряд 1 класса, продолжает приходить в упадок. На ремонт величественных построек редко удается найти финансирование от частных благодетелей.

В 1902 году в одном из своих частных писем настоятель Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим (Чичагов) писал: «Настоящая моя обитель, древняя лавра, лишенная миллионного состояния, без всяких средств, забытая и заброшенная, но первоклассная, представляла из себя громадное разрушенное пространство с оградой в полторы версты и с тринадцатью падающими башнями. Знаменитая страшная крепость, называемая ныне духовной тюрьмой, оказалось, капитально не была ремонтирована около ста лет и вмещала в себя несчастных расстроенных психически священнослужителей, голодных и холодных, частью невинно заключенных и ожидающих такого настоятеля, который мог по своему развитию вызвать рассмотрение их дел…»

Архимандрит Серафим проделывал огромную работу над исправлением духовного состояния братии и поднадзорных духовной тюрьмы, административную работу по ведению множества организационных дел и обширной переписке. При почти полном отсутствии жертвователей в Суздале и невозможности в нем заработать, настоятелю  приходилось  прикладывать большие усилия по испрашиванию денег от своих знакомых из дворянских семей и вкладывать свои  последние денежные сбережения на восстановление монастыря. Богослужения совершались при архимандрите Серафиме полным чином.

К 1905-1907 гг. стараниями архимандрита Серафима суздальская духовная тюрьма была упразднена.

В 1922 году наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита Патриарх Тихон назначает иеромонаха Леонтия (Стасевича). Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём за несколько революционных лет пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Леонтий (Стасевич) прославлен в лике святых в 2000 году для общецерковного почитания.

В январе 1923 года в Суздале было создана уездная комиссия по переучету церковных ценностей и ликвидации монастырей. Комиссия начала работу со Спасо-Евфимиева монастыря.  1 февраля заведующий отделом управления Суздальского исполкома, обращаясь к начальнику уездной милиции, писал: «Предлагаю  с получением сего объявить монахам Спасо-Евфимиева монастыря, чтоб последние в завтрашний день, то есть 2 февраля, выселились из стен Спасо-Евфимиева монастыря, воспретив им вывоз всякого имущества. Выселение произвести в присутствии милиции. Лиц, не подчинившихся настоящему распоряжению, арестовать и направить в Ардом. Имущество, в  чем бы оно ни выражалось, находящееся в кельях, описать и кельи опечатать». Одного из монахов власти арестовали за сообщение Покровскому монастырю о закрытии, другого – за попытку скрыть святую дароносицу от поругания.

В первые числа февраля 1923 года обитель, в которой тогда оставалось 15 монахов без учета послушников и трудников, была закрыта. До конца XX века богослужебная жизнь древнего монастыря прекратилась. Здания и имущество использовались государством для своих целей.

С конца XX в. ежегодно в праздник Пасхи начал совершаться крестный ход из городских храмов на территорию Спасо-Евфимиева монастыря, завершающийся Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе, периодически совершались молебны, панихиды.

10 октября 2015 года в монастырь возвратили мощи преподобного Евфимия. С этого времени Божественные литургии стали совершаться еженедельно.

14 февраля 2017 года указом митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия настоятелем Архиерейского подворья Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря назначен иеромонах Арсений (Смирнов). С этого времени богослужения в Спасо-Евфимиевом монастыре совершаются ежедневно. 12 марта 2017 года совершен первый монашеский постриг в новейшей истории обители.

 В настоящее время совершаются Божественные литургии в Спасо-Преображенском соборе в воскресные дни.

В обозримом будущем ожидается возращение государством некоторых монастырских строений Церкви для нужд монашеской жизни по «закону о реституции», наполнение числа братии обители. Остается актуальным вопрос о возвращении из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева иконостаса Спасо-Преображенского собора в Спасо-Евфимиев монастырь, пусть даже в виде передачи его в Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник как экспоната.

С возрождением обители связывают свои надежды люди, которые устремляются в Суздаль, чтобы получить Божию благодать. Посещая храмы и монастыри, паломники хотят не только любоваться возрожденными церковными зданиями, но и ищут ту же святость, те же подвиги, что совершались в этих строениях в древние времена.

 По молитвам людей православных и по предстательству угодника Божьего преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца, Спасо-Евфимиев монастырь восстановится в своей силе и славе!